ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

страница актуализирована 22.12.2017

1.      «Особенности распространения информации о несовершеннолетних».

 

29.11.2017 на своем официальном сайте Роскомнадзор напомнил о недопустимости незаконного распространения в СМИ сведений о несовершеннолетних гражданах, пострадавших в результате противоправных действий.

Закон "О средствах массовой информации" запрещает распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия, которая позволяет прямо или косвенно установить его личность, включая: ФИО и дату рождения; фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей; аудиозапись его голоса; место его жительства, временного пребывания, учебы или работы.

Незаконное распространение информации о таких несовершеннолетних без согласия законных представителей является злоупотреблением свободой массовой информации. Данное нарушение закона влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 400 тыс. до 1 млн. рублей.

Распространение в СМИ информации о несовершеннолетних допускается только в целях розыска пропавших несовершеннолетних и только в объеме, необходимом для достижения данной цели.

 


2. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 30.11.2017 N 49 разъяснил некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и НКО, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, при этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец, но суд может применить тот способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям природоохранного законодательства.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

 

3. «Усовершенствование процедуры взыскания алиментов».

Федеральным законом от 14.11.2017 № 321-ФЗ внесены изменения в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Согласно данному закону индексация алиментов, взыскиваемых в твердой сумме организациями, выплачивающими должнику периодические платежи, будет осуществляться при поступлении исполнительного документа не только от взыскателя, но и от судебного пристава-исполнителя.

В настоящее время индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производят судебный пристав-исполнитель и организации или лица, выплачивающие должнику периодические платежи. Однако последние производят индексацию алиментов исключительно в случаях, если соответствующий исполнительный документ поступил к ним непосредственно от взыскателя (о взыскании сумм, не превышающих 25 тысяч рублей). В остальных случаях индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производит судебный пристав-исполнитель, в том числе в случаях, если исполнительное производство о взыскании алиментов окончено в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей.

Также установлено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

 

 

4. «Рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости».

Приказом Минтруда России от 09.11.2017 № 777 утверждены методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов в трудовой сфере.

Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

Указаны основные формы возможного проявления дискриминации.

Если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ либо через сайт www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации.

 

 

5. «Верховным Судом РФ обобщена практика разрешения судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 в частности, отмечается, что родители могут быть лишены родительских прав, например при злоупотреблении ими, что выражается, в частности, в использовании этих прав в ущерб интересам детей - в создании препятствий к получению ими общего образования, вовлечении в занятие азартными играми и др. Также указывается, что вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Ребенок, достигший возраста десяти лет либо в возрасте младше десяти лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При этом решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть принято судом только с согласия ребенка.

Дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора.

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Признаны утратившими силу отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

 

6. «Минтрудом России утвержден обновленный административный регламент осуществления ПФР ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы».

Согласно Приказу Минтруда России от 11.09.2017 № 669н, зарегистрированному в Минюсте России 14.11.2017, заявление о назначении такой выплаты рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.

Прием заявления и документов, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется в день их подачи. Прием заявления и документов, направленных по почте, поданных через многофункциональный центр, заявления, представленного в форме электронного документа, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 16.02.2016 № 70н, которым был утвержден ранее действовавший регламент осуществления данных выплат.

 

7. «Потерпевшему в ДТП лицу предоставлено право обратиться в «свою» страховую компанию в случае, если в результате аварии пострадали два и более автомобиля».

Соответствующие поправки внесены Указанием Банка России от 11.08.2017 № 4486-У в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Теперь Правила приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». К числу нововведений данного Федерального закона относится, в том числе, снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. До принятия Закона № 49-ФЗ водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

8. «МВД России подтвердило право участников дорожного движения на фото- и видеосъемку сотрудников Госавтоинспекции».

В Письме МВД России от 07.11.2017 № 3/177715853778 «О рассмотрении обращения» сообщается, в частности, что норма, обязывающая сотрудника полиции «не препятствовать использованию фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры участникам дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством», исключена из окончательной редакции Административного регламента исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее - Административный регламент), поскольку данный вопрос урегулирован действующим законодательством.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Обязанности сотрудника полиции по соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения, а также разъяснению причин и оснований ограничения их прав и свобод закреплены в пп. 7.2 и п. 45 Административного регламента.

Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать к участнику дорожного движения использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры без наличия предусмотренных законодательством РФ оснований в Административном регламенте не содержится.

 

 

 

9. «Разъяснен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению».

25.08.2017 опубликовано Письмо Минстроя России № 30295-ОО/04 «О применении законодательства по вопросам расчета платы за содержание жилья и отопление».

Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. 42, 43 Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

 

 

10. «Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ
внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
».

Установлено, что ответ на письменные обращения в госорганы будет даваться только в письменном виде, а на электронные - в электронном.

Уточнено также, что к электронным обращениям в госорганы можно прилагать документы только в электронной форме. Ранее допускалось их направление в бумажном виде. Также допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.

Кроме того, установлено, что на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ.

Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.

 

 

11. «Отдельным категориям осужденных предоставлена возможность иметь длительные свидания».

16.10.2017 Федеральным законом № 292-ФЗ внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 

Данный Федеральный закон принят в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 15.11.2016 № 24-П, которым пункт «б» части третьей статьи 125 и часть третья статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания.

Федеральным законом:

осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях общего режима, получили возможность иметь 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года (ранее 2 краткосрочных и 2 длительных свидания);

осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого режима, получили возможность иметь два длительных свидания в течение года вместо одного;

осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, получили возможность иметь одно длительное свидание в течение года (дополнительно к уже имевшимся двум краткосрочным);

осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, в тюрьмах, разрешено иметь одно длительное свидание в течение года (дополнительно к двум краткосрочным);

осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, предоставлено право иметь три длительных свидания в течение года (дополнительно к шести краткосрочным).

 

 

12. «Подать мировому судье исковое заявление, жалобу и иные документы в электронном виде можно с использованием личного кабинета на портале www.sudrf.ru».

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 № 168 утвержден Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. 

Документы в электронном виде подаются на сайте суда в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» через личный кабинет пользователя, который расположен на Интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru).

Личный кабинет создается в автоматическом режиме путем подтверждения личных данных физлица. Доступ к нему осуществляется с использованием:

- подтвержденной учетной записи физического лица в ЕСИА;

- имеющейся у пользователя усиленной квалифицированной электронной подписи.

Документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа с электронной подписью или в виде отсканированного документа.

Файл, содержащий документ, должен быть в формате PDF (с возможностью копирования текста для электронных документов), размером не более 30 Мб. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в нем.

При подготовке к направлению документов в электронном виде в суд пользователем на сайте суда заполняется соответствующая форма.

По завершении загрузки файлов, содержащих обращение в суд и прилагаемые к нему документы, после осуществления проверки правильности введенных данных пользователь, выбирая соответствующую опцию, направляет документы в суд. После этого пользователю в личный кабинет приходит уведомление, содержащее дату и время поступления документов.

 

13. «ПФР разъяснил условия и порядок выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам».

Согласно Информации, размещенной на официальном сайте ПФ РФ 18.10.2017, гражданин имеет право подать заявление в ПФР (НПФ) и заранее определить своих правопреемников и то, в каких долях будут распределяться между ними средства пенсионных накоплений в случае его смерти.

Если такого заявления нет, то средства пенсионных накоплений выплачиваются правопреемникам - родственникам гражданина. В первую очередь это дети, в том числе усыновленные, супруг и родители (усыновители), во вторую очередь - братья, сестры, дедушки и внуки.

Выплата родственникам одной очереди осуществляется в равных долях. Правопреемники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, если отсутствуют родственники первой очереди.

Для получения средств пенсионных накоплений умершего гражданина правопреемникам необходимо не позднее 6 месяцев со дня его смерти лично, по почте или через представителя обратиться в ПФР или НПФ.


КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


HotLog: Статистика Яндекс.Метрика