МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ТОРГОВЫХ, ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И КОМПЛЕКСОВ В ПЕРИОД СОБЛЮДЕНИЯ ПОВЫШЕННЫХ МЕР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации торговыми, торгово-развлекательными центрами и комплексами (далее – ТРЦ) единых требований, необходимых для недопущения распространения на территории области новой коронавирусной инфекции и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области.
Настоящие рекомендации разработаны для реализации их управляющими компаниями и арендаторами (собственниками) в объектах, находящихся на территории ТРЦ.
Управляющие компании ТРЦ должны обеспечить:
- размещение на входной группе, в наглядной и доступной форме информации об объекте (ФИО руководителя, контактная информация, максимальное количество посетителей в объекте, график уборки помещения), а также схемы размещения торговых объектов ТРЦ;
- измерение температуры тела посетителей бесконтактным способом путем установки тепловизоров или иным аналогичным оборудованием при входах в здание ТРЦ, как с улицы, так и со стоянок, паркингов закрытого типа. Лица с превышением температуры тела не должны быть допущены в здание;
- ограничение доступа к малым архитектурным формам, скамейкам, креслам, диванам и иным зонам отдыха посетителей, расположенных в холлах, коридорах ТРЦ;
- нанесение на полу в местах общего пользования ТРЦ (холлы, коридоры, санузлы и т.п.) визуально различимой разметки, позволяющей посетителям ориентироваться для соблюдения «социальной дистанции» друг с другом, составляющей 1,5 метра;
- при возможности (наличие нескольких уличных входов/выходов и/или нескольких входов/выходов из стоянок, паркингов закрытого типа) разделение потоков посетителей, входящих в ТРЦ и выходящих из ТРЦ. Часть входных групп обеспечивает вход посетителей, большая часть входных групп – выход посетителей;
- проведение генеральной уборки мест общего пользования ТРЦ с применением дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидным эффектом, перед открытием ТРЦ;
- организацию входного контроля за состоянием здоровья работников Управляющей компании, арендаторов (собственников) объектов, расположенных в ТРЦ, и их сотрудников. Ведение учетно-отчетной документации по входному контролю (журналы) с информацией о проведенном бесконтактном измерение температуры тела (при повышенной температуре тела и (или) признаков респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк) – отстранение от нахождения на рабочем месте); о состоянии здоровья работника, арендатора (собственника) и лиц, проживающих вместе с ним; информацию о возможных контактах с больными лицами;
- организацию на входе в ТРЦ, а также в санузлах мест обработки рук дезинфицирующими средствами, обладающими вирулицидным эффектом;
- контроль масочного режима. Вход в ТРЦ лиц без средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) органов дыхания (маски, респираторы) должен быть запрещен. С целью обеспечения посетителей СИЗ рекомендуется организация при входах в ТРЦ мест раздачи/продажи СИЗ. СИЗ должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос;
- количественный контроль посетителей в ТРЦ (любым возможным способом) из расчета не менее 10 кв.м. на 1 человека. В случае превышения указанной нормы доступ посетителей в ТРЦ должен быть ограничен и организовано ожидание на улице с соблюдением социальной дистанции;
- использование в местах общего пользования ТРЦ наглядной агитации (листовки или плакаты или трансляция аудио/видео роликов) о соблюдении необходимых правил в рамках существующей санитарно-эпидемиологической ситуации;
- отключение бесплатной сети Wi-Fi в местах общего пользования ТРЦ с целью исключения скопления посетителей в таких местах;
- организацию на территории, в зданиях, сооружениях ТРЦ специальных мест и/или устройств для бесконтактного приема корреспонденции;
- использование работниками Управляющей компании, арендаторами (собственниками) объектов, расположенных в ТРЦ, и их сотрудниками СИЗ органов дыхания (маска, респиратор) со сменой каждые 3 часа, а также рук (резиновые, нитриловые, виниловые, полиэтиленовые, латексные перчатки). СИЗ органов дыхания должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос. Периодичность смены СИЗ рук – не реже 1 раза в смену, либо при их загрязнении, повреждении;
- наличие в ТРЦ пятидневного запаса СИЗ для работников Управляющей компании, дезинфицирующих (с вирулицидным эффектом) и моющих средств;
- проведение уборки мест общего пользования ТРЦ, всех контактных поверхностей препаратами с вирулицидным эффектом с кратностью каждые 2 часа. Обеспечить дезинфекцию туалетов дезинфицирующими средствами в концентрациях, обладающими бактерицидным и вирулицидным действием. Информация о проведении уборки и дезинфекции должна фиксироваться в специальных журналах учета проведения указанных мероприятий[1]. При использовании клининговых услуг – наличие инструкций по обработке помещений и оборудования;
- проведение в течение рабочего дня контроля за состоянием здоровья работников Управляющей компании;
- очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха с учетом документации по их эксплуатации;
- централизованный сбор использованных СИЗ посетителей и персонала в герметичную упаковку (2 полиэтиленовых пакета), ее размещение в контейнере с «педальным» приводом крышки с последующей передачей в установленном порядке специализированной организации. Указанные емкости для сбора использованных СИЗ должны быть промаркированы и установлены непосредственно около мест выхода посетителей и персонала из здания ТРЦ;
- наличие (или в стадии разработки) паспорта безопасности объекта (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 1273).
Арендаторы (собственники) объектов торговли, расположенных
на территории торговых, торгово-развлекательных центров и комплексов, (далее – объект) должны обеспечить:
- размещение на входной группе, в наглядной и доступной форме информации об объекте (ФИО руководителя, контактная информация, максимальное количество посетителей в объекте, график уборки помещения);
- нанесение на полу в объекте визуально различимой разметки, позволяющей посетителям ориентироваться для соблюдения «социальной дистанции» друг с другом, составляющей 1,5 метра;
- проведение генеральной уборки объекта с применением дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидным эффектом, перед открытием объекта;
- организацию мест обработки рук посетителей объекта дезинфицирующими средствами, обладающими вирулицидным эффектом;
- контроль масочного режима. Вход в объект лиц без СИЗ должен быть запрещен. СИЗ должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос;
- количественный контроль посетителей объекта (любым возможным способом) из расчета не менее 10 кв.м. торговой площади за вычетом площади, занимаемой под торговое оборудование, на 1 человека. В случае превышения указанной нормы доступ посетителей в объект должен быть ограничен и организовано ожидание посетителей вне объекта с соблюдением социальной дистанции;
- организация ожидания посетителей в контрольно-кассовых зонах объектов с соблюдением «социальной дистанции» между людьми не менее 1,5 м. путем информирования о необходимости соблюдения нанесенной на полу соответствующей разметки. Информирование посетителей посредством технических средств (голосовое оповещение, информация на мониторах и др.) при нарушении социальной дистанции, скученности и несоблюдении максимально возможного количества людей на определенной площади;
- использование в объекте наглядной агитации (листовки или плакаты или трансляция аудио/видео роликов) о соблюдении необходимых правил в рамках существующей санитарно-эпидемиологической ситуации;
- применение арендаторами/собственниками объектов и их сотрудниками СИЗ органов дыхания (маска, респиратор) со сменой каждые 3 часа, а также рук (резиновые, нитриловые, виниловые, полиэтиленовые, латексные перчатки). СИЗ органов дыхания должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос. Периодичность смены СИЗ рук – не реже 1 раза в смену, либо при их загрязнении, повреждении;
- наличие в объекте пятидневного запаса СИЗ для сотрудников объекта, дезинфицирующих (с вирулицидным эффектом) и моющих средств;
- проветривание объекта каждые 2 часа. В объектах, где невозможно проветривание, обеспечить дезинфекцию помещений и оборудования с организацией перерывов в обслуживании на период обработки;
- проведение уборки объекта, всех контактных поверхностей (дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортерных лент, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, платежных терминалов, выключателей, поручней, включая на эскалаторах и траволаторах, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники, иных предметов, находящихся в торговом зале и непосредственно контактирующих с руками посетителей) препаратами с вирулицидным эффектом с кратностью каждые 2 часа. Информация о проведении уборки и дезинфекции должна фиксироваться в специальных журналах учета проведения указанных мероприятий[2]. При использовании клининговых услуг – наличие инструкций по обработке помещений и оборудования;
- обработка на кассе всех контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму после завершения обслуживания каждого клиента3;
- проведение в течение рабочего дня контроля за состоянием здоровья сотрудников объекта с термометрией на признаки респираторных заболеваний с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте (недопуском на рабочее место) лиц с повышенной температурой и/или внешними признаками ОРВИ. Ведение журнала учета и регистрации температур сотрудников объекта;
-
организацию работ всех касс с учетом покупательских потоков
для ускорения времени обслуживания покупателей.
При организации перевозки посетителей в ТРЦ на транспортных средствах, привлекаемых ТРЦ, должно быть обеспечено:
- организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела водителей и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания;
- уточнение состояния здоровья водителя и лиц, проживающих вместе с ним, а также информации о возможных контактах с больными лицами (опрос, анкетирование и др.);
- в салоне транспортного средства, преимущественно около всех дверей, должны быть размещены дозаторы с дезинфекционными средствами вирулицидного действия, разрешенными к применению в установленном порядке и в соответствии с инструкциями по их применению, для обработки рук пассажиров при входе и выходе из транспортного средства;
- проведение работниками транспортного предприятия на рабочих местах регулярной обработки рук кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками и осуществление контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
- соблюдение водителями социального дистанцирования при получении путевых листов, прохождения медицинского освидетельствования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, на соответствующей территории (включая прилегающую территорию);
- проведение ежедневной дезинфекции транспортных средств организациями дезинфекционного профиля, а также собственными силами предприятия при наличии и соблюдении условий в соответствии с требованиями санитарного законодательства к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Дезинфекция осуществляется только после предварительного проведения тщательной мойки транспорта. Дезинфекция транспорта осуществляется после рабочей смены на территории транспортных предприятий. Дезинфекция транспорта должна проводиться на постах дезинфекции, оборудованных в моечных блоках или на специальных площадках, подключенных к водопроводу и канализации. При условии выполнения дезинфекционных мероприятий силами транспортных компаний необходимо обеспечить создание пятидневного запаса дезсредств, разрешенных к применению в установленном порядке. Для дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства вирулицидного действия, разрешенными к применению в установленном порядке и в соответствии с инструкциями по их применению;
- проведение обработки дезинфицирующими средствами вирулицидного действия разрешенными для применения в установленном порядке, салонов транспорта (поручней, ручек дверей, подлокотников, сидений, водительского оборудования) на конечных остановочных пунктах в период межрейсового простоя. При обработке салонов в обязательном порядке необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маски, очки, респираторы, перчатки). Должен быть обеспечен дневной запас дезинфицирующих средств в транспортном средстве для обработки салонов транспортных средств;
- водитель транспортного средства при перевозке пассажиров должен использовать СИЗ органов дыхания (маска, респиратор) и СИЗ рук (резиновые, нитриловые, виниловые, полиэтиленовые, латексные перчатки), проводить регулярную обработку рук кожными антисептиками. Периодичность смены масок должна составлять каждые 3 часа, перчаток – не реже 1 раза в смену, либо при их загрязнении, повреждении. СИЗ органов дыхания должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос;
пассажиры, находясь в салоне транспортного средства, должны использовать СИЗ органов дыхания (маски, респираторы) и соблюдать социальную дистанцию, составляющую 1,5 м. Пассажирам также рекомендуется использование СИЗ рук (резиновые, нитриловые, виниловые, полиэтиленовые, латексные перчатки). СИЗ органов дыхания должны применяться таким образом, чтобы одновременно покрывали рот и нос.