О ВОЗВРАЩЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА ПОДАРОЧНЫЕ КАРТЫ И СЕРТИФИКАТЫ
Что делать если по определенным причинам, не удалось воспользоваться подарочной картой или подарочным сертификатом? Как обменять подарочную карту или сертификат на равнозначную денежную сумму?
Важно помнить, что подарочная карта не является товаром, а лишь подтверждает внесение денежных средств за товар, который может быть приобретен как самим плательщиком, так и другим лицом в пределах суммы, доступной на подарочной карте.
Когда приобретатель подарочной карты вносит денежные средства в кассу магазина, а в обмен получает подарочную карту, он заключает договор. У предъявителя подарочной карты на основании такого договора возникает право требования передачи выбранного товара на сумму, зачисленную на подарочную карту.
Заключенный в момент приобретения подарочной карты договор является по своей правовой природе смешанным договором. Не является предварительным договором, так как предмет договора (какой именно товар) в момент приобретения подарочной карты еще не определен.
В связи с этим требования потребителей о возврате денежных средств, зачисленных на подарочную карту, при отсутствии таких обстоятельств как обращение к продавцу о передаче товара и отказ в передаче товара по своей правовой природе является требованием об одностороннем отказе от исполнения обязательств. Для сферы розничной купли-продажи такой отказ не предусмотрен действующим законодательством. Соответственно, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2015 г. № 57-КГ 145-7, а также позицией Роспотребнадзора. Приобретение подарочного сертификата следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием о предварительной оплате. Поэтому уплаченные денежные средства подлежат возврату только в случае, когда продавцом не исполнена обязанность по передаче товара, либо подарочная карта имеет ограниченный срок действия (и этот срок уже истек).
За получением подробной консультации и правовой помощи в сфере защиты прав потребителей, в том числе, в части досудебной или судебной защиты прав потребителей, а также в части подачи жалобы в Роспотребнадзор, можно обращаться в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»: г. Асбест, ул. Ладыженского, 17, тел.: 8 (34365) 2-48-17, 2-58-49;
Главный врач Асбестовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Е.В. Гилева.