О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» любые документы, представляемые для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть направлены в регистрирующий орган в электронном виде. Главное условие при этом - наличие электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которой будут заверены документы. Услуга по бесплатному выпуску ЭЦП предоставляется удостоверяющим центром ФНС лично руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям. Физические лица могут получить ЭЦП в коммерческом удостоверяющем центре, аккредитованном в Министерстве связи и массовых коммуникаций.
Подготовить и направить комплект документов в электронном виде можно с помощью электронного сервиса «Государственная регистрация ЮЛ и ИП», размещенном на сайте ФНС России.
При государственной регистрации создания юридического лица по форме заявления Р11001 и при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме заявления Р21001 решение о регистрации принимается в автоматическом режиме на основе технологии искусственного интеллекта, что сокращает срок регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя до одного дня, но при соблюдении заявителями следующих обязательных условий:
- комплект документов для государственной регистрации сформирован в сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», размещенном на официальном сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/gosreg/#ul) (далее – Сервис) или в личном кабинете налогоплательщика физического лица;
- комплект документов подписан квалифицированной электронной подписью заявителя;
- юридическое лицо создается в организационно-правовой форме Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО);
- в качестве учредительного документа ООО выбран типовой устав;
- заявитель является единственным учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- решение о создании ООО сформировано с помощью Сервиса.
При предоставлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде государственная пошлина заявителем не уплачивается.
Требования к оформлению документов содержатся на сайте ФНС России в разделе «Информация о порядке направления электронных документов при государственной регистрации с использованием сети Интернет». Разработанные программные средства значительно снижают риски по некорректному заполнению заявления для государственной регистрации. Программу по заполнению заявлений также можно бесплатно скачать на сайте ФНС России.
После отправки документов в электронном виде заявителю в режиме реального времени на адрес электронной почты поступит сообщение, содержащее уникальный номер, подтверждающий доставку электронных документов в налоговый орган. С помощью этого уникального номера на сайте ФНС России в разделе «Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию» или на Едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствующем разделе ФНС России можно отследить этапы прохождения электронных документов в налоговом органе. Документы, сформированные в результате государственной регистрации, направляются заявителю в электронном виде на адрес электронной почты, указанной в заявлении.
Направление документов в электронном виде имеет ряд преимуществ по сравнению с иными способами подачи документов: позволяет сократить расходы денежных средств, связанные с заверением подписи у нотариуса, время на подачу и получение документов, транспортные расходы, а также избежать посещения регистрирующего органа. В случае вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации юридическое лицо сможет оперативно сформировать новый комплект документов и направить его на регистрацию, исключив при этом расходы на нотариальные услуги.