О МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.
Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни: длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона; «отдых» у телевизора; чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков); не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха); недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе; замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период); плохое освещение (избыток света или темнота); неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения); несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы); стресс; наследственность.
Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.
- Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
- Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов, расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач). Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
- Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
- Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
- Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой; если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты; при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно: не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию; для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник (хорошо справится с этими задачами плавание; можно отдать ребенка на танцы; настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации).
Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:
- не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);
- ограничить до минимума время работы за компьютером;
- отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;
- вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);
- следить за гигиеной глаз;
- избегать стрессов, не перегружаться;
- создавать хорошее освещение рабочего места ребенка (свет должен быть с левой стороны стола, у всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура);
- употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
- соблюдать правильную осанку;
- расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
- показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
- если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и школьников. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.
Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к глазам бережно и внимательно.
Главный врач Асбестовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Е.В. Гилева.