ОБОГАЩЕННЫЕ ПРОДУКТЫ
Обогащенная пищевая продукция - пищевая продукция, в которую добавлены одно или несколько пищевые и/или биологически активные вещества и/или пробиотические микроорганизмы, не присутствующие в ней изначально, или присутствующие в недостаточном количестве, или утерянные в процессе производства.
Производитель обязан гарантировать такое содержание микронутриентов в обогащенном продукте, которое позволит удовлетворить 30 – 50 % средней суточной потребности в этих микронутриентах, а также обеспечить содержание внесенных нутриентов на уровне не ниже заявленного в течение всего срока годности обогащенного продукта. Эффективность обогащенных продуктов должна быть убедительно подтверждена: такие продукты обязательно должны проходить апробацию на репрезентативных группах людей.
При обогащении продуктов питания используются те микронутриенты, дефицит которых реально существует, достаточно широко распространен и опасен для здоровья. Обогащение применяется в отношении продуктов массового потребления, доступных для всех и регулярно используемых в повседневном питании.
При обогащении потребительские свойства продуктов не должны ухудшаться. Так, в продукты, обогащенные солями железа или другими микроэлементами, нецелесообразно вводить пищевые волокна, которые способны прочно связывать эти микронутриенты, нарушая их всасывание в ЖКТ. Также при обогащении учитывается возможность химического взаимодействия обогащающих веществ между собой и с компонентами обогащаемого продукта, и способы его дальнейшего использования. Например, муку и хлеб целесообразно обогащать витаминами группы В, которые сравнительно легко переносят повышение температуры, а соки - витамином Д.
Так чаще в продукты добавляют:
- хлеб и хлебобулочные изделия обогащают витаминами В1, В2, В6, ниацином, фолиевой кислотой, b-каротином, железом, кальцием, пищевыми волокнами;
- муку – витаминами группы В;
- молоко и кисломолочные продукты - витаминами С, А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, В3, ниацином, фолиевой кислотой, пробиотиками, пребиотиками;
- яйца куриные – йодом, селеном, витаминами группы В, витаминами А, С, РР, фолиевой кислотой;
- соль – йодом и фтором; приправы – йодом и другими микроэлементами, полиненасыщенными жирными кислотами, витаминами и фитокомплексами;
- растительное масло, сливочное масло и маргарин - витаминами А, Д, Е, К и каротинами;
- воду питьевую – йодом и фтором;
- напитки безалкогольные, соки, сухие концентраты для приготовления напитков - витаминами С, В1, В2, В6, В12, В3, ниацином, фолиевой кислотой, биотином;
- сухие завтраки, хрустящие кукурузные хлопья, каши моментального приготовления - витамины С, А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, В3, кальцием, железом, пищевыми волокнами;
- кондитерские изделия для детей - витаминами С, В1, В2, В6, В3, фолиевой кислотой, кальцием и железом.
На маркировке обогащенной пищевой продукции в отношении веществ, использованных для её обогащения (витамины, минеральные вещества и пр.), обязательно указывается пищевая ценность в процентном отношении к величинам, отражающим среднюю суточную потребность взрослого человека. Средняя суточная потребность в основных пищевых веществах указана в приложении № 2 к ТР ТС 022/2011.
Обогащенные продукты позволяют скорректировать рацион питания и улучшить здоровье отдельных групп населения или популяции.
Главный врач Асбестовского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» Е.В. Гилева.