ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ОКАЗАНИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Правоотношения в области оказания бытовых услуг регулируются законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92 г. (далее - Закон), Гражданским кодексом РФ и «Правилами бытового обслуживания населения» (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. №1514 (Далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, Исполнитель, кроме информации, доведение которой предусмотрено статьями 8 и 10 Закона, обязан довести следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
- указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
- требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
- образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
Правилами предусмотрены специальные требования к условиям договоров, заключаемых с гражданами. Так, п. 4 Правил установлено, что договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) должен быть выдан потребителю. Особое внимание необходимо уделить приемке выполненной работы (оказанной услуги). В случае обнаружения недостатков, потребитель вправе по своему выбору заявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 29 Закона, в том числе: вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные ст. 31 Закона.
В случае нарушения Исполнителем сроков начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе заявить одно из требований, предусмотренных ст. 28 Закона.
Статьей 32 Закона установлено: потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
За консультацией, а также помощью при составлении претензии при оказании бытовых услуг ненадлежащего качества, потребители могут обратиться в консультационный пункт для потребителей, расположенный по адресу: г. Асбест, ул. Ладыженского, д. 17, каб. № 104, тел. 8 (34365) 2-58-49.
Главный врач Асбестовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Е.В. Гилева.