ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

страница актуализирована 24.05.2023

Вклады, кредиты, денежные переводы, страховки, добровольные и обязательные накопительные пенсии – финансовые услуги могут быть разными, но в любом случае они остаются услугами. Права потребителей финансовых услуг, как и всех других, в первую очередь, защищены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ).   

Это значит, что финансовая организация обязана подробно рассказать потребителю об основных параметрах услуги, которой собираетесь воспользоваться, а именно:

  • содержание услуги;
  • сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут сделаны финансовой организацией в вашу пользу (в том числе за дополнительные/связанные услуги);
  • обязательства сторон по договору;
  • штрафы и пени за невыполнение обязательств;
  • риски, вероятности выигрышей и потерь;
  • возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери;
  • детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора) и др.

Ответственность потребителя – внимательно прочесть договор и подумать над тем, что Вы собираетесь подписывать. Задавайте уточняющие вопросы, если вам непонятно что-то из объяснений сотрудника финансовой организации или неясен смысл каких-либо условий, прописанных в договоре. Ваше право на раскрытие информации о предоставляемой услуги до момента ее заключения защищено ст. 10 Закона РФ.

На сегодняшний день существует целый ряд законов: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые дают потребителям финансовых услуг дополнительную защиту. В частности надо помнить следующее:

  • Во-первых, вклады и счета граждан в банках застрахованы государством. В настоящее время максимальное страховое возмещение по всем вкладам одного клиента в случае банкротства банка составляет 1 400 000 рублей. Если сбережения превышают эту сумму, не держите все в одном банке или хотя бы будьте осторожней при его выборе. Имейте в виду, что на сберегательные сертификаты на предъявителя и обезличенные металлические счета страховка не распространяется.
  • Во-вторых, заявки на выдачу кредита банки обязаны рассматривать бесплатно. Полная стоимость кредита (в процентах годовых) должна быть указана крупным шрифтом в рамке на первой странице договора. В первые две недели после получения занятые деньги можно вернуть, даже не предупреждая об этом банк, хотя проценты за прошедшие дни, конечно, придется заплатить.

Наконец, если Вы покупаете обязательную страховку, страховая компания не вправе требовать купить еще и добровольную, например, приобрести полис КАСКО, когда Вам нужно только ОСАГО. Если финансовая организация не выполняет свои обязательства по договору, то потребитель вправе до обращения в суд направить в адрес организации письменную претензию с документальным подтверждением своей позиции. Это называется «досудебной процедурой разрешения споров».

В случае если финансовая организация не урегулировала претензионные требования потребителя в добровольном порядке, то потребитель вправе обратиться в суд, а также требовать полного возмещение вреда и моральную компенсацию. Право потребителя на судебную защиту его законных прав и интересов предусмотрено ст. 17 Закона РФ.

По суду потребитель может требовать от организации-нарушителя следующее:

  • возмещение убытков в полном объеме, в том числе взыскании незаконно удержанных или уплаченных денежных средств (пункт 1 статьи 12, статьи 13, 14, 16 Закона РФ);
  • уплата неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (статья 13 Закона РФ);
  • компенсация морального вреда (статья 15 Закона РФ);
  • признание частично или полностью недействительным кредитного договора (статья 16 Закона РФ).

За консультацией, а также помощью при составлении претензии при оказании финансовых услуг ненадлежащего качества, потребители могут обратиться в консультационный пункт для потребителей, расположенный по адресу: г. Асбест, ул. Ладыженского, 17, каб. № 104, тел.: 8 (34365) 2-58-49.

 

Главный врач Асбестовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Е.В. Гилева.


КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


HotLog: Статистика Яндекс.Метрика