ИНФОРМАЦИЯ О РЕГУЛИРУЕМОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ, ОГРАНИЧЕНИИ РОСТА ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ТАРИФЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 ГОД
1. О регулируемом ценообразовании, ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги
1.1. Понятия «цена (тариф)» и «размер платы», применяемые в сфере предоставления коммунальных услуг, не равнозрачны.
Цена (тариф) на коммунальные услуги (далее тариф) – это утвержденная в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти ставка оплаты за единицу коммунального ресурса (1 куб. м., 1 Гкал, 1 кВт.ч), а размер платы – это результат арифметического расчета, который отражает итоговую стоимость предоставленной коммунальной услуги (Плата ку = Тариф*Объем).
Тарифы на коммунальные услуги (за исключением тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий) устанавливаются индивидуально для каждой ресурсоснабжающей организации. Величина тарифа зависит от ряда факторов, например, вида топлива, сложности и объемов обслуживаемого оборудования, степени изношенности сетей, количества вырабатываемого (передаваемого) коммунального ресурса, удаленности потребителей от источников выработки коммунального ресурса, затрат на энергию, необходимости проведения ремонтных и других видов работ. Каждая ресурсоснабжающая организация имеет собственную структуру затрат и потребность в финансовых средствах на осуществление регулируемой деятельности, поэтому тарифы на коммунальные услуги организаций различны.
Конкретные величины тарифов для ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные услуги на территории муниципальных образований, определены постановлениями РЭК Свердловской области, действующими в соответствующий период.
Тарифы на электрическую энергию для населения являются едиными на территории Свердловской области.
С постановлениями можно ознакомиться на сайте РЭК Свердловской области (http://rek.midural.ru) в разделе «Документы». Постановления РЭК Свердловской области размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru).
1.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 г. № 2053 предписано установить на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года цены (тарифы) на коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами).
Правительством Российской Федерации с 1 декабря 2022 года для Свердловской области определено, что предельный максимальный индекс роста платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее – предельный индекс) может устанавливаться в размере до 11%.
Указом Губернатора Свердловской области от 28.11.2022 г. № 603-УГ по большинству муниципальных образований Свердловской области рост коммунальных платежей населения ограничен с 1 декабря 2022 года предельным индексом до 9,5% (в г. Нижний Тагил и г. Каменск-Уральский, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере коммунального хозяйства, до 11,1%); с 1 января по 31 декабря 2023 года 0% для всех муниципальных образований.
Предельным индексом ограничивается совокупный размер платы за коммунальные услуги в сопоставимых условиях (объемах и наборе коммунальных услуг), а не плата за один из видов коммунальных услуг (например, за услуги электроснабжения). При этом рост тарифа по отдельному виду коммунальных услуг может измениться на величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденного предельного индекса, но совокупный размер платы за все коммунальные услуги, предъявляемый к оплате потребителю, не должен превысить утвержденный предельный индекс.
1.3. Полномочия относительно предельных индексов:
1) Региональная энергетическая комиссия Свердловской области – осуществляет ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
2) Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области – осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, в том числе за соблюдением обязательных требований к определению размеры платы за коммунальные услуги;
3) Главы муниципальных образований Свердловской области – обеспечивают соответствие размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги утвержденным предельным индексам, а также предоставление меры социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Свердловской области, по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 г. № 1539-ПП.
2. О тарифах на электроэнергию для населения Свердловской области на 2023 год.
2.1. Свердловская область была единственным регионом России, где с 1995 года ночной тариф действовал в выходные и праздничные дни круглосуточно. Это было закреплено постановлением Региональной энергетической комиссии от 23.12.2011 г. № 211-ПК (далее Постановление № 211-ПК). В декабре 2022 года Федеральная антимонопольная служба признала его незаконным.
В связи с отменой Постановления № 211-ПК для возможности расчетов по зонным (день/ночь) тарифам необходимо, чтобы тарифное расписание приборов учета электрической энергии соответствовало интервалам тарифных зон суток, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 26.11.2013 г. № 1473-э (далее – Приказ № 1473-э):
- дневная зона с 07:00 до 23:00 ежедневно;
- ночная зона с 23:00 до 07:00 также ежедневно, поскольку на территории Российской Федерации не предусмотрено применение тарифов, установленных для ночной зоны, в выходные и праздничные дни круглосуточно.
Если прибор учета электрической энергии запрограммирован на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то это не соответствует интервалам зон суток, предусмотренных Приказом № 1473-э. В данном случае расчет по зонным (день/ночь) тарифам невозможен, расчет будет производиться по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток, установленному на 2023 год постановлением РЭК Свердловской области от 19.01.2023 г. № 5-ПК.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области ограничила рост одноставочного тарифа (единый тариф, значение которого одинаково и днем, и ночью) на электроэнергию для жителей региона и установила его на минимальном разрешенном уровне. Он составляет 5,15 руб./кВт.ч в домах с газовыми плитами (рост 8,9% к аналогичным тарифам 2 полугодия 2022 года) и 3,61 руб./кВт.ч в домах с электроплитами и сельских населенных пунктах (рост 9,1% к аналогичным тарифам 2 полугодия 2022 года).
Потребитель вправе самостоятельно определять по каким тарифам ему более выгодно рассчитываться за электроэнергию: по одноставочному или зонным (день/ночь) тарифам. Применение зонных (день/ночь) тарифов выгодно для потребителей, для энергопотребления которых в ночной зоне (с 23:00 до 07:00) каждый расчетный месяц превышает 27%. В остальных случаях выгоднее оставаться на одноставочном тарифе.
Для расчета по зонным тарифам тарифное расписание прибора учета необходимо привести в соответствие интервалам зон суток, утвержденным Приказом № 1473-э. Для этого жителям нужно обратиться с заявлением о перепрограммировании прибора учета к гарантирующему поставщику (для жителей многоквартирных домов) либо в сетевую организацию (для жителей индивидуальных жилых домов), к сетям которой присоединён жилой дом.
2.2. В Свердловской области действуют меры социальной поддержки, которые позволяют компенсировать плату за ЖКХ. Например, на субсидии могут претендовать:
- одиноко проживающие граждане и семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, у которых платежи за жилищно-коммунальные услуги превышают 12% от их совокупного дохода;
- все семьи, в которых более 22% совокупного дохода направляется на жилищно-коммунальные платежи.
Всю информацию о льготах можно получить в территориальных управлениях социальной политики и местных администрациях, либо по телефону: 8-800-300-81-00 (звонок бесплатный).