ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

страница актуализирована 22.08.2023

Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.

Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области разъясняет, что согласно санитарных правилах СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20) для обучающихся 1-х классов, должно быть предусмотрено:

  • размещения учебных кабинетов и рекреационных помещений – на 1-3 этажах отдельного здания или отдельного блока, а кабинеты технологии для мальчиков – только на 1 этаже (п. 3.4.4 СП 2.4.3648-20);
  • возможности оборудования гардероба в виде индивидуальных шкафчиков в рекреациях или в учебных кабинетах, если это позволяет площадь кабинета (абз. 3 п. 3.4.5 СП 2.4.3648-20);
  • закрепления обучающихся 1-х классов в отдельных для каждого класса учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования (п. 3.4.6 СП 2.4.3648-20).

Для первоклассников по организации образовательного процесса есть особенности: начало первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.

Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).

К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:

  • обеспечение учебных кабинетов для обучающихся 1-х классов холодным и горячим водоснабжением (п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20);
  • обучение только в первую смену – это требование актуально для школ, работающих в две смены (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20);
  • обучение в рамках 5-дневной учебной недели (абз. 15 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
  • продолжительность урока –не должна превышать 40 минут (абз. 21 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
  • обучение: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый (абз. 16 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
  • равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели – объем максимально допустимой нагрузки для обучающихся 1-х классов - один раз в неделю – может быть увеличен за счет урока физической культуры;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут (абз. 17 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
  • предоставление дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения (возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей или триместров) (абз. 18 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
  • использование ноутбуков только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20);
  • общая продолжительность использования электронного средства обучения на уроке: для интерактивной доски – не более 20 минут, а продолжительность непрерывного использования экрана – не более 10 минут (абз. 4 п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20);
  • продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих первоклассников при различных видах учебной деятельности – не более 10 минут (абз. 24 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20)..

Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Кроме того, установлены конкретные гигиенические нормативы и требования к микроклиматическим показателям, при которых занятия физкультурой для первоклассников должны проводиться на открытом воздухе в холодный период года – они разбиты по климатическим зонам (например, в Средней полосе России таковые допускаются для младших школьников при температуре воздуха -9°С без ветра, -6°С при скорости ветра до 5 м/с, -3°С при скорости ветра 6-10 м/с (Таблица 6.13 СанПиН 1.2.3685-21).

В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются - не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием.             Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании).

Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образованииабз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Горячее питание должно быть организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях зависит от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).

Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.

 

Начальник Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Е.А. Брагина.


КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


HotLog: Статистика Яндекс.Метрика