ЗА БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ ОБИТАНИЯ

страница актуализирована 08.11.2023

Одним из актуальных вопросов Роспотребнадзора в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов, производств и объектов водоснабжения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, является надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области установления Санитарно-защитных зон и Зон санитарной охраны.

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - это специальная территория предприятия с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

К зонам санитарной охраны (ЗСО) относятся территории, включающие источники водоснабжения и/или водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов (1, 2, 3), на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны, например, для артезианских скважин охраны подземных вод от загрязнения (недопустимость складирования мусора, наличие ограждения, специальные обозначения, охрана, здание-павильон скважины и т.д.). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В силу статьи 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющий федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ несоблюдение государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.

За период с 01 января 2023 года по настоящее время специалистами Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора в федеральные суды Свердловской области было направлено 34 исковых заявления о понуждении к выполнению обязательных требований законодательства к предприятиям и организациям, учреждениям, индивидуальным предпринимателям, которые не выполнили обязанности по разработке проектов СЗЗ и ЗСО.

Судебными органами удовлетворены требования 27 исковых заявлений о возложении на ответчиков обязанности разработать проекты СЗЗ и ЗСО и получить на разработанные проекты в
установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.

При этом следует отметить, что два исковых заявления было отозвано в связи установлением СЗЗ до судебного разбирательства.

Удовлетворяя требования исковых заявлений суды исходили из того, что отсутствие разработанных проектов СЗЗ и ЗСО на поднадзорной территории Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора, а также санитарно-эпидемиологических заключений по ним неправомерно и создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Асбестовском ГО, Рефтинском ГО и Белоярском районе.

 

Начальник Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Е.А. Брагина.


КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


HotLog: Статистика Яндекс.Метрика