КАЧЕСТВО ВОЗДУХА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Качество воздуха определяется несколькими параметрами – влажностью, температурой, скоростью движения воздуха, степенью загрязнённости. Микроклимат помещения, особенно, в школах, важен не только для хорошего самочувствия учеников, но и напрямую влияет на их успеваемость.
Санитарно-гигиенические показатели микроклимата в детских учреждениях, одним из элементов которого является воздух в помещении, строго регулируются санитарными правилами. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» устанавливает допустимую температуру воздуха в общеобразовательных организациях:
- учебные помещения 18-24°С;
- мастерские и кабинеты кулинарии и домоводства – 18-20°С;
- рекреации, актовый зал, столовая, зал ЛФК – 18-24°С;
- спортивный зал – 18-20°С;
- душевая (ванная комната) – 24-26°С;
- туалетная, комната гигиены девочек – 18-26°С;
- гардероб, вестибюль – 18-24°С
При оценке допустимой температуры воздуха учитывают следующее:
- диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года;
- в теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28°C, нижняя граница идентична холодному периоду года;
- при отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15°C.
Не менее важный параметр микроклимата – относительная влажность воздуха в школе, уровень которой также регламентируется – от 40 до 60%, за исключением помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, где относительная влажность воздуха должна быть в пределах 55-62%.
Также к параметрам микроклимата относится скорость движения воздуха. Во всех помещениях с пребыванием детей скорость движения воздуха должна быть не более 0,1 м/с, за исключением рекреации, где допустимая скорость движения воздуха составляете не более 0,15 м/с.
Углекислый газ (CO2) выдыхается человеком в объёме 18-25 м3 за один час. При большом скоплении людей его концентрация может достигать пиковых показателей. ГОСТ рекомендует школам придерживаться отметки содержания углекислого газа на уровне 600–800 ppm и менее.
Влияние воздуха в школе на учеников:
Спертый сухой воздух – это не только сложность дыхания. Высокая концентрация углекислого газа, загрязнённость воздушной среды аллергенами, пылью, бактериями и вирусами, чересчур низкая или слишком высокая влажность – всё это негативно влияет на самочувствие учеников, особенно, младших классов:
Низкий уровень влажности. Когда отметка падает ниже 30%, происходит пересыхание слизистых носа и ротовой полости. Это не только создает дискомфорт, но и становится реальной угрозой – наличие слизи служит своеобразным барьером и препятствует проникновению в дыхательные пути бактерии и вирусов, а также аллергенов. Слишком влажный воздух тоже неполезен – дышать им сложно, может возникнуть головокружение.
Высокое содержание углекислого газа. Он образуется во время выдоха, когда в классе находится 25–35 человек, то кислород замещается им очень быстро и без проветривания его запасы в классе не пополняются. В такой ситуации нарушается концентрация внимания, бывает головная боль, головокружение, снижается успеваемость, нарушается восприятие информации, процесс запоминания.
Показатели температуры. Они важны для обеспечения комфорта процесса обучения. Слишком низкая температура повышает риски простуды и ОРВИ, а высокая вызывает обильное потоотделение, потерю организмом ребенка жидкости и обезвоживание. При повышенных показателях (+28–30 °С) у детей могут происходить тепловые удары.
Чистый воздух в школе важен не только для легкого дыхания, но и для защиты здоровья. Шерсть животных, пылевые клещи опасны больше для аллергиков и астматиков, а угроза для всех учеников без исключения – бактерии и вирусы, которые особенно активны в межсезонье.
Как же можно улучшить показатели воздуха?
Основной способ добиться повышения качества микроклимата – четко соблюдать нормы воздуха в школах. Следить за этим должны учителя и другие сотрудники учебного заведения.
Для определения уровня углекислого газа в воздухе используют современные цифровые датчики. Основной способ снизить содержание углекислого газа в классе – регулярное проветривание. В тёплое время года эта проблема легко решаема, но и зимой окна помещения должны регулярно открываться.
Правила проветривания:
1) на переменах все классы должны проветриваться, при этом детей из помещения рекомендовано выводить в зоны рекреации;
2) после окончания и до начала уроков проводят сквозное проветривание – окна открывают в кабинетах, оставляют открытую дверь, также открывают окна напротив в коридоре; при температуре воздуха ниже – 10 °С и скорости ветра более 7 м/с сквозное проветривание разрешено делать не более, чем на 1,5 минут. При любом виде проветривания температура внутри помещения не должна опускаться ниже +14 ° С.
Рекомендуемый график проветривания воздуха в школе:
- при наружной температуре воздуха 10°С и ниже в малые перемены и большие перемены от 1 до 10 минут соответственно;
- от 1 до 15 минут от -5 до -10°С;
- 2-20 минут от 0 до -5°С;
- 3-20 минут от +5 до 0 °С;
- 4-20 минут от +10 до +6°С.
Повышение содержания влаги в воздухе возможно при помощи специальных приборов – увлажнителей. С этой целью и для дополнительной очистки воздушной среды от патогенных микроорганизмов, пыли, пыльцы используют так называемые мойки воздуха или климатические комплексы (очистители-увлажнители). Устройства второго типа предпочтительны для школьных классов, поскольку сочетают в себе основные функции и эффективность отдельных приборов для улучшения микроклимата.
Будьте здоровы!
Главный врач Асбестовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» Е.В. Гилева.