ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Водитель перед тем, как отправиться в дорогу предварительно должен оценить ряд важных составляющих: свое психологическое состояние, техническое состояние транспортного средства, погодные и климатические условия на пути движения, детально спланировать свой маршрут, ознакомившись с критичными местами, предусмотреть запас времени на случай непредвиденных ситуаций в пути.
Одной из самых значительных составляющих на дороге, оказывающих существенное влияние на уровень безопасности дорожного движения, являются погодно-климатические условия.
Снегопад
Снегопад накладывает ряд существенных ограничений на передвижение всех участников дорожного движения: сильно ухудшается видимость для водителя и пешехода, повышается вероятность заноса автомобиля, удлиняется тормозной путь, частично ограничивается или полностью прекращается движение по ряду улиц и дорог, ухудшается видимость технических средств организации дорожного движения, таких как знаки, светофоры, дорожное ограждение, сигнальные столбики, затрудняется ориентирование в границах полосы движения, проезжей части, особенно на загородных дорогах в виду отсутствия видимости дорожной разметки, переметов.
Также в утреннее и вечернее время водителю становится труднее распознать пешехода из-за сугробов, припаркованных и засыпанных транспортных средств, преломления лучей света фар, наличия на пешеходе, как правило, темной одежды без световозвращающих элементов, применения на дорогах реагентов, которые летят из-под колес впереди идущих транспортных средств прямо в лобовое стекло и фары.
Как правило, в первые снегопады существенно возрастает число дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновением транспортных средств, наездом на пешеходов, съездом с дороги, т.к. водители не меняют свой стиль вождения, нередко передвигаясь при этом на летней резине.
Водителю при движении в снегопад необходимо соблюдать ряд простых правил:
- перед выездом проверить техническую исправность автомобиля, наличие омывающей жидкости, работу стеклоочистителей, опотительной системы, работоспособность систем подогрева лобового стекла (при наличии), заднего стекла и зеркал;
- использовать резину по сезону, желательно шипованную, с достаточной глубиной протектора;
- заранее изучить маршрут движения и свериться с текущей дорожной обстановкой;
- выбирать оптимальную скорость движения, избегая при этом резких маневров и экстренного торможения, учитывая ситуацию на дороге (гололед, снежный накат, наличие реагентов);
- в случае обильного снегопада, вынуждающего водителя осуществить остановку транспортного средства, правильно выбирать места остановки/стоянки – площадки отдыха, кафе, территории АЗС, освещенные участки дорог, стараться избегать остановки на обочине дороги (в случае остановки принять все необходимые меры для обозначения транспортного средства);
- периодически в пути осуществлять очистку световых световых приборов;
- особое внимание обращать на введенные ограничения (предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, предупреждающие транспаранты).
Пешеходы тоже должны учитывать специфику своего передвижения во время снегопада:
- желательно использовать яркую одежду со световозвращающими элементами (вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств);
- пересекать проезжую часть по надземным, подземным и регулируемым пешеходным переходам;
- передвигаться по тротуарам;
- ни в коем случае не перебегать проезжую часть, даже на пешеходном переходе;
- использовать нескользящую обувь с хорошим протектором;
- реально оценивать дорожную ситуацию – не выходить из-за угла, навала снега, припаркованного засыпанного транспортного средства;
- пересекать проезжую часть только убедившись в отсутствии транспортного средства или убедившись в том, что водители Вас видят и пропускают;
- учитывать при движении состояние пешеходных путей и проезжей части (гололед, снежный накат, наличие реагентов);
- исключить передвижение по обочинам автомобильных дорог между населенными пунктами (в случае вынужденного движения принять все меры для своего обозначения, двигаться только навстречу транспортному потоку.
Водитель транспортного средства в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной (недостаточной) видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.