СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
Семь сыновей и одна дочь
Семейные традиции азербайджанцев
Чадолюбивые азербайджанцы не просто ценят семейные узы. Института брака для них священен, а традиции испокон веков поощряют рождаемость. Беспрекословный авторитет в азербайджанской семье – отец. Именно он – полновластный хозяин дома – распоряжается имуществом и решает семейные проблемы. Жена поначалу почти бесправный член семьи. Но чем больше времени проходит после бракосочетания, тем больше уважения и заботы оказывают женщине.
К примеру, раньше первое время после свадьбы молодой вообще запрещалась показываться перед свёкром. Только спустя две недели азербайджанцы проводили обряд юзячихды - выход молодой женщины в семью. Свекровь готовила роскошный обед и приглашала на него всех домочадцев. Особое место за столом отводилось невестке, которую к столу выводил свекор. Во время обряда женщина получала ценный подарок от отца мужа. Он же объявлял молодую самым дорогим членом семьи. Но до этого момента девушка проходила длинный путь.
Долгая дорога к свадьбе
В наши дни молодые азербайджанцы браки все чаще заключают по любви, а не по сговору между семьями. Но согласие от родителей по-прежнему обязательное условие для свадьбы. "Гонцом" выступает один из родственников жениха, который сообщает семье девушки, что ей сделали предложение. По-азербайджански эта процедура называется сез кясди. Далее наступает черёд смотрин – гыз гёрме и одобрения выбора – гыз бейенме. Организацией этих свадебных обрядов занимаются ближайшие родственницы жениха. Они же – собирают информацию о семье, с которой им предстоит породниться, и о самой девушке. Следующий этап – малое и большое сватовство. Во время малого сватовства в гости к семье невесты приходит мать жениха со своей сестрой или старшей дочерью. Азербайджанцы считают, что только будущая свекровь способна почувствовать, что творится на сердце невесты, понять по-настоящему, что из себя представляет девушка. Затем с родственниками невесты встречаются мужчины со стороны жениха: отец со своим братом. Во время этих визитов отец девушки спрашивает её мнение о браке, и скромное молчание обозначает согласие. Окончательное решение о свадьбе принимается во время большого сватовства, когда сваты со стороны невесты наносят ответный визит в дом жениха, чтобы передать согласие на брак. Традиция предписывает им взять некоторое время на раздумье, но это уже чистая формальность: сам факт визита свидетельствует, что предложение принято. Второй приезд сватов оборачивается грандиозным застольем. Приезжает в гости к родственникам жениха и мать девушки, которой в первый приезд большого сватовства нельзя появляться в доме будущего зятя.Наконец, ближе к концу вечера на вопрос о том согласны или не согласны на брак родственники невесты её отец отвечает фразой "Да благословит их Аллах!".
В том или ином виде формальные традиции, связанные с этими обрядами, соблюдаются и по сей день. В старые времена после сватовства выплачивался башлыг (выкуп) родителям невесты. Следовавшее за сватовством обручение также разделяется на малое и большое. После малого обручения, во время которого один из посланников жениха надевает на палец невесты обручальное кольцо, проводят девичник. А в процессе большого обручения гости дарят девушке разнообразные подарки, которые будут полезны в семейной жизни. Наконец, за несколько дней до свадьбы азербайджанцы проводят обряд украшения дома - ев бяземек, во время которого в дом к будущему мужу перевозится приданое невесты.
Под звуки зурны
Первый день свадьбы – женский. С самого утра в доме невесты звучит зурна – национальный инструмент. К полудню начинают собираться гости, которых встречают друзья и подруги молодых. В этот день танцевать с невестой, согласно традициям, имеют право только родственницы жениха. Гости привозят с собой подарки молодым, чаще – денежные. Но второй день свадьба перемещается в дом жениха. Перед тем как покинуть отчий дом, невеста получает от родителей благословение. В доме жениха тем временем зарезают барана, каплей крови которого на пороге отмечают лбы молодых. В этот же момент жених и его родственники осыпают девушку рисом, сахаром, конфетами и мелкими монетками, притягивая тем самым в семью достаток и процветание.
Свадебный пир с танцами под национальную музыку проходит во внутреннем дворе дома до самого утра.
Главное богатство
Чем быстрее в семье родится первенец, тем лучше. Об ожидании скорого появления после свадьбы ребёнка даже рассказывается в азербайджанских сказках и дастанах (стихотворных произведениях национального народного эпоса – прим ред.). Популярный сюжет – свадьба, длящаяся сорок дней и ночей, после которой по прошествии девяти месяцев, девяти дней и девяти часов на свет появляется удалой мальчик-пехлеван (богатырь), либо – лицом подобная солнцу или луне дочь. Традиционно у азербайджанцев больше ценились дети мужского пола, что отражено в свадебной поговорке-пожелании, приговариваемой вовремя шитья платья для невесты: "Пусть у тебя будет семь сыновей и одна дочь". А при входе в дом мужа молодой жене обязательно давали подержать маленького мальчика.
Важный семейный праздник – обряд наречения новорожденного. В некоторых районах этот ритуал проводился через семь дней после рождения ребёнка, в других – спустя десять дней, однако, суть его была одинаковой. В дом к богато уставленному яствами столу приглашались многочисленные родственники и односельчане, перед которыми разыгрывалась сценка: с правой стороны, на ухо дитя читался азан (исламский призыв к молитве), в левое – икама (сунна обязательных ежедневных намазов). Затем ребёнку давали имя, выбранное из Корана. Весьма популярны имена пророков, известных имамов и халифов.